Всем известно, что у автомобиля с прицепом увеличивается расход бензина, при этом есть прямая зависимость потребления топлива от габаритов, формы прицепа и массы перевозимого груза. Избавиться от увеличения расхода вряд ли представляется возможным, а вот можно ли минимизировать издержки?
Рассмотрим передвижение автомобиля с прицепом и без на примере автомобиля «Лада Приора». При движении автомобиля без прицепа на хорошем шоссе при скорости 60 км/ч расход составляет примерно 4,7 л; при 90 км/ч ей нужно на 0,6 л больше.
Движение автомобиля с пустым прицепом без тента при скорости 60 км/ч увеличивает аппетит «Лады Приоры» на 1 л на 100 км, а при 90 км/ч – 1,5л.
Прицеп с низким тентом.
Следует отметить, что транспортировка открытого прицепа без тента увеличивает расход топлива у автомобиля почти на 0,5 л. Это объясняется тем, что воздух, попадая в открытый прицеп, упирается в задний борт, а позади него вихри становятся интенсивней. Общий вихревой след за кормой автопоезда убирает больше энергии – и активней его тормозит.
Следовательно, экономичнее перевозить даже пустой прицеп под тентом, или можно снять задний борт, либо закрепить его в открытом положении параллельно дороге (при этом проследите, чтобы он не закрывал номерные знаки и задние фонари).
Расход топлива пропорционален затрачиваемой на движение мощности, то есть аэродинамическому сопротивлению, умноженному на скорость. Чем длинней (например, с ростом скорости) шлейф возмущенного воздуха позади автопоезда, тем больше потери. Но эти возмущения зависят и от размеров «возмутителей» – в данном варианте немало добавляет задний борт. Без него воздух стекает с пола прицепа с меньшими завихрениями.
Прицеп с высоким тентом.
Расход топлива у автопоезда с прицепом с высоким тентом увеличился более чем на 2 л. Напомним, что тестируемым автомобилем выступала «Лада Приора» с хорошими аэродинамическими показателями. Однако, когда в качестве «тягача» к прицепу выступает большой внедорожник, то весь прицеп оказывается в аэродинамической тени и размеры тента мало влияют на расход.
Аэродинамический тент.
Если перевозимый тент не занимает весь внутренний объем прицепа, наиболее выгоден аэродинамический тент (со скошенной верхней частью) – он позволит сэкономить до трети литра. Эффект экономии наиболее заметен на скорости от 60 км/ч. Недостатком такого тента является то, что при смещении груза назад уменьшается устойчивость автопоезда.
Сравнительная таблица расхода топлива
60 км/ч, 4 передача | 90 км/ч, 4 передача | 90 км/ч, 5 передача | |
1. Автомобиль без прицепа | 4,7 | 5,8 | 5,3 |
2. С прицепом без тента | 5,7 | 7,3 | 6,8 |
Увеличение к состоянию 1 | 1 | 1,5 | 1,5 |
3. С прицепом с низким тентом | 5,3 | 6,7 | 6,4 |
Экономия к состоянию 2 | 0,4 | 0,6 | 0,4 |
4. С прицепом без тента и борта | 5,1 | 6,3 | 6,1 |
Экономия к состоянию 2 | 0,6 | 1 | 0,7 |
5. С прицепом под высоким тентом | 5,9 | 8,0 | 7,7 |
Увеличение к состоянию 1 | 1,2 | 2,2 | 2,4 |
6. С прицепом под аэродинамическим тентом | 5,8 | 7,7 | 7,4 |
Экономия к состоянию 5 | 0,1 | 0,3 | 0,3 |